среда, 10 ноября 2010 г.

Композиция в изобразительном искусстве и фотографии в частности

Путем рерайта, копирайта и отсебятины постараюсь обрисовать основные правила композиции. В сети такой информации уйма, но глядя на свои фотографии и на фотографии многих начинающих понятно, что они этого не знают или не применяют.

Итак начнем с основной темы снимка. Центр внимания снимка, он же тема, должен быть наиболее красивым, хорошо прорисованным и отработанным. Прочая часть изображения дополняет эту важнейшую часть и является зависимой. Подумайте, какие детали способны раскрыть ваш замысел, а какие создают второй и даже третий цент интереса, конкурирующие с основной темой.
При настройке фотоаппарата необходимо выставлять параметры экспозиции по центру внимания снимка. Тогда основная часть изображения будет максимально проработана. После того как кадр получен, путем осветления, затемнения, размытия и прочих инструментов графических редакторов, можно дополнительно усилить или ослабить фокус внимания.


Наш глаз привык читать все слева на право и снизу в верх. Кроме того, он любит делать остановку и возвращаться к просмотренному. Поэтому по возможности избегайте проработанных деталей, которые не подчёркивают основное содержание.
Не стоит зрителю на них останавливаться или возвращаться, пусть линии основного объекта снимка проведут взгляд зрителя по вашему фото. Старайтесь расположить объекты в кадре так, чтобы взгляд плавно перешел к центру  внимания. Прямые линии создают слишком быструю "поездку для зрителя". В некоторых случаях, это придает нужную динамику снимку, а в некоторых динамика бывает неуместна. Так что выбирайте сами, испортит это ваш кадр или наоборот дополнит.

Используйте игру света и тени. Большая и интересная тема для изучения! Смотрите, экспериментируйте, изучайте.

Чрезмерная выразительность(контраст) по всему телу снимка только при первом просмотре притягивает внимание. Потом глаз устаёт, нет паузы. Поэтому пусть основная идея снимка будет контрастна второстепенные части нет. 
Тема контраста как правило в большей степени относится к обработке уже готового снимка. Редактируйте снимок без фанатизма, все должно быть гармонично и без резких переходов (если конечно это не лежит в основной идее снимка).

Контраст и "цветность" постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане придают глубину изображению.
Важной частью является равновесие форм, масс, цветовых пятен. Стороны снимка не должны быть перегружены. Если кадр который вы хотите сделать был придуман заранее, то перед началом работы попробуйте прикинуть эскиз на листке бумаги. В живописи часто используется чередование форм. Например, если река на переднем плане имеет плавные изгибы, пусть горы или облака на заднем плане не имеют плавных форм (или наоборот). Постройте кадр так чтобы получить какое-то чередование форм.

Теперь давайте перейдем к расположению объектов в кадре.

Чтобы передать неподвижность основные направления линий на снимке должны стягиваться к центру. Расположить объекты можно по контурам простых фигур кругу, квадрату, прямоугольнику.
Для того чтобы показать большой простор в пейзаже, не следует ограничивать снимок какими-либо деревьями или зданиями, лучше снять эти объекты уходящим за пределы фото. Это тип открытой композиции в живописи. Основные направления линий должны исходить из центра. Далекий горизонт можно частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, это позволит достигнуть большей образной выразительности композиции.

Немного об основных правилах в композиции

Правило одной трети в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом, получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Считается, что в первую очередь, внимание зрителя притягивают объекты расположенные на пересечении этих линий и расположенные вдоль них. Например вы снимаете морской пейзаж. Не стоит проводить линию горизонта ровно по середине кадра. Если вы хотите передать шторм, высоту волн, бурю то лучше сдвинуть горизонт наверх (отступив снизу 2/3). Если вы снимаете рассвет или закат, то лучше всего показать все оттенки неба, то есть разместить горизонт на нижней трети.


Правило золотого сечения используется в искусстве начиная от Леонардо Да Винчи. Одна из его интерпретаций очень похожа на правило трети. Итак, необходимо разбить стороны кадра в пропорциях 3/8 и 5/8; получим схожую сетку как у правиле одной трети, только внутренний прямоугольник получится немного меньше. Как и в предыдущем правиле, рекомендуется располагать основные объекты на пересечении этих линий или вдоль них.


Линейная перспектива. Фотография воспроизводит трехмерный мир на двухмерной плоскости.  Довольно часто, покорившие нас своей красотой картины природы, не получаются на фотографическом кадре. Одна из причин этого - отсутствие ощущение объема "фотография получилась "плоской". Для устранения этого недостатка широко используется линейная перспектива - прием передачи пространства на плоскости. Поясню. Не снимайте объекты "в лоб", если это здание то снимите его так чтобы на кадре отобразились две стороны здания.

Точка съемки. Не снимайте все с уровня своего роста. Опускайтесь и поднимайтесь на уровень объекта съемки, ищите лучший ракурс. Располагайте основные объекты на снимке в виде простых геометрических фигур.


Наверное большинство из вас спросит: "где иллюстрации?"
:)
Хотите посмотреть как и где применяются эти правила?
1) Рассмотрите репродукции художников
2) Фотографии профессионалов
3) Смотрите телевизор обращая внимание на то как построена композиция кадра

Вообще, многие фотографы рекомендуют распечатать свои фотографии, и пойти прежде всего не к фотографу "посмотрите что не так" а к художнику с тем же вопросом.

Удачной вам фото охоты!

2 комментария:

  1. Это пока что сложно для моего восприятия)))

    ОтветитьУдалить
  2. перечитал свою писанину :)
    а че, полезно такое перечитывать, многое из головы уже вылетело

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения